Летом этого года российские адепты блоггинга озаботились маркетингом
своего бума. К осени денежный ажиотаж перешел в более пассивную форму
бумажных СМИ. Самое время подвести итоги, а заодно сравнить реальность
с прогнозами, которые были сделаны ровно год назад. Ну и рассказать о том, чего не заметили роботы в своих осенних исследованиях.
Отдельно стоящие деревья
Еще недавно зарабатывание с помощью блога считалось уделом хитрых одиночек: даже примеры блоггеров-милиционеров и блоггеров-сосисичников, приведенные в одной из первых колонок главреда, выступали как нечто несерьезное (второстепенная форма пи*ара). Тем не менее, вслед за июльской новостью о покупке блоггеров для сайта Netscape Антон Носик описал нам еще ряд возможностей
для превращения блоггерства в массовую профессию и в Рунете. Дальше
оставалось лишь наблюдать практическую реализацию описанных стратегий.
В частности, выяснилось, что отношение к "засланным казачкам" и "партизанскому маркетингу" у деятелей Рунета в целом негативное. Однако это вовсе не мешает вполне крупным компаниям использовать блоггеров для своего пи*ара.
С другой стороны, заработок на "чистом контенте" собственного блога имеет свои особенности, и главная из них, как нас уверяют - "в русском контенте денег нет". Хотя скорее, просто не было пока инструментов... но об этом чуть ниже.
Корпа и школа
В
сфере одиночных блогов стоит отметить моду на корпоративные дневники.
Правда, при ближайшем рассмотрении многие из них оказываются дешевой
пластиковой подделкой, то есть плохо замаскированными пресс-релизами.
Нас изрядно посмешил руководитель российского офиса Google Владимир
Долгов, который дает советы по ведению корпоблогов,
не связанные с реальностью: в русском блоге Google, как и во всех
прочих корпоблогах этой компании, нет возможности комментирования. Тем
не менее, дело корпоблогов живет, и даже появилось специальное
сообщество Blog2Blog,
где отслеживаются примеры проявления запоздалой любви к блогам со
стороны различных динозавров ("Мадам, уже падают листья!...")
Чем-то вроде корпоблоггерства являются и дневники политиков: летом блог без комментариев
открыл президент Ирана. У президента России пока что и такого блога
нету. Зато молодые политики-оппозиционеры давно освоили технику
комментирования в целях самопи*ара. Однако в совершенно виртуальном
пространстве такой пи*ар бывает трудно отличить от паранойи.
Поэтому
более интересными представляются бизнес-модели с выходом в реальность.
Так, посредством известных деятелей русского "Живого Журнала" неплохо
раскручен проект "Политдебаты": политически-амбициозные граждане, растравив друг друга в ЖЖ, затем встречаются в специальном кафе и бьют друг другу морды
на потеху публике. Очевидно, уже в следующем году билеты на эти шоу
можно будет продавать по цене Мадонны. Даже странно, что проект до сих
пор не начал торговать футболками с культовыми слоганами, типа "А ты
выгнал свою Веру на мороз?" или "Кондопога для кондопоган!"
А вот материал Евгения Патаракина о более юном поколении блоггеров ("Школьный дневник XXI века")
прошел на "Вебпланете" почти незамеченным. И зря - ведь это имеет
прямое отношение к корпоративному блоггингу. Во-первых, потому, что
проект Летописи.ру
вполне можно рассматривать как хорошую модель организации сетевых
отношений между подчиненными (ученики) и руководителями (учителя и
директора школ). Во-вторых, этот школьный проект финансирует, увы, не
Министерство образования, а корпорация Intel. Последствия этой
"маленькой разницы" дадут о себе знать не скоро - но дадут.
Блоги плюс-минус СМИ
В
бизнесе цельных "блоговодческих хозяйств" наиболее живучей кажется идея
гибридизации обычных СМИ и блогов. На Западе это практикуется уже
давно. Этим летом CNN даже создала собственную площадку для
видео-блоггеров, чтобы затем понемногу подливать народный видео-контент
в свое "серьезное медиа".
Отечественных инноваций на этом фронте пока немного: разве что засветился Иван Засурский
в "Московском комсомольце". Первый наркор МК (не подумайте чего
плохого, это я так сократил "народного корреспондента") уже получил
свой первый приз за работу - сотовый телефон. В использвании блогов замечена и газета "Жизнь". Видимо, все передовое обречено начинаться с порн... э-э-э... ну в общем, с действительно народных изданий.
Тем
временем блоггеры, которым еще не удалось стать "наркорами", продолжают
грубо попирать авторитет классических СМИ. Тут у нас целая череда
летних разоблачений, начиная от фотографий из Ливана и кончая снимком ученого Перельмана. От таких примеров некоторым кажется, что вскоре плохо придется тем СМИ, которые игнорируют блоггеров.
Увы,
есть возражения. Специалист по интернет-сообществам Владимир Волошин
отмечает, что победой над СМИ-дезинформаторами мы обязаны не блогосфере
вообще, а небольшому ядру блоггеров-инфоархов. А директор по развитию издания Lenta.ru Вячеслав Варванин утверждает, что никакой блоговой журналистики нет, а самой блогосфере сейчас больше нужны навигаторы-сортировщики.
Блогодромы и блоголовки
Замаячившие
впереди перспективы "блоговодческих хозяйств" несколько сужаются, когда
дело доходит до практики: оказывается, для них не так много движков в своем отечестве.
Крупные блоговые площадки местного изготовления можно по пальцам
перечесть. И похоже, их владельцы не очень понимают, что с ними делать.
"Рамблер", купивший "Дамочку", говорит лишь об "расширении аудитории". Mail.Ru меряется с ЖЖ только грубыми количественными показателями. Что касается слухов о продаже LiveInternet
- есть подозрение, что слухи эти распущены самими владельцами сервиса
для зондирования рынка (о реальных сделках обычно не говорят в таком
неопределенном тоне).
Но все это не мешает развивать
"блоголовки", то есть сервисы, которые объединяют блоги с чужих
платформ. Первый такой проект в Рунете - LJPlus.Ru
- пожалуй является и единственным, который начинался с действительно
полезных сервисов для самих блоггеров (а не только с рейтингов или
"копилок чужого"). И он же, видимо, остается пока единственной в Рунете
блоголовкой со стабильным доходом.
У более современных с бизнесом еще туговато. Создатели "Блогсаммита" больше говорят о собственном развитии. А может, это и хорошо. Потому что идея отслеживать предпочтения блоггеров, а затем впаривать им таргетированную рекламу (как планирует замутить Антон Антич в своем "Блогусе", в сотрудничестве с "Озоном") обрадует далеко не всех мышек, попавших в блоголовку.
С другой стороны, Bloglenta.ru сразу же взяла быка за рога
и сконцентрировалась на реальных ценностях блогосферы, описанных выше:
популярные блоггеры-тысячники и навигаторы-обзреватели. Правда, за это
"Блогленту" уже невзлюбили
некоторые деятели ЖЖ. Однако направление в целом перспективное, и не
исключено, что вскоре мы увидим еще несколько блоголовок, построенных
на таких моделях.
Поколение B
В этом году
появилось множество "исследований", в которых маркетологи описывают
преимущества блогов как рекламной технологии. Гораздо реже можно
увидеть настоящие исследования, посвященные законам жизни блогосферы.
Например, тому, что различные объединения блогов (в частности, с
коммерческой целью) часто превращаются в замкнутые блогодельни, так как нарушаются основные принципы свободных связей - которые и делают блогосферу интересной.
Еще
реже в деловых изданиях говорят о психологических аспектах. Никто,
например, не исследовал среднюю "продолжительность жизни" человека в
роли популярного блоггера, а особенно - блоггера платного. Между тем
это зачастую человек, работающий на износ. Летом модный блоггер Норвежский Лесной
покинул сайт "Большого города" и вернулся к работе обычного главного
редактора, а также отца семейства. С чем мы его и поздравляем (хотя и
догадываемся, что грядущие выборы не оставят его без новой работы,
которая может оказаться вполне блогообразной).
Эти биологические
ритмы, в сочетании с ритмами развития блоговых инструментов, позволяют
даже различить "поколения" блоггеров Рунета. Первое из них заявило о себе в 1996 году, еще до прихода к нам слога "блог". Но всего за пару-тройку лет первый бум закончился, все его знаменитости ушли в более классическую (хотя и сетевую) журналистику. Видимо, потому, что денег в блогах не было.
Второе
поколение - это ЖЖ (хотя тот же образ жизни характерен для обитателей
LiveInternet, а также блогов Mail.Ru и "Рамблера"). Как видно по их возмущению
"Блоглентой", они тоже не спешат коммерциализироваться. Но причина
теперь иная: большинство известных ЖЖ-истов неплохо устроены в жизни, а
сами блоги этого поколения больше располагают к коммуникации, чем к
публицистике. Это особенно заметно по блоггерам первой волны, чей стиль сильно изменился после перехода в ЖЖ.
Тем
не менее, поколение ЖЖ-блоггеров породило своих лидеров и экспертов,
которым уже тесновато в рамках "чисто общительного" интерфейса. Они
запускают собственные, более структурированные контент-проекты -
например, в жанре тематических коллективных блогов. В качестве ролевой
модели смотрите пример Татьяны Никоновой.
И
наконец, третье поколение растет на более современных платформах, типа
Blogger.com или MySpace.com. Эти сервисы изначально
коммерциализированы, да и самим пользователям сразу предлагаются такие
формы коммуникации, как контекстная реклама типа AdSense. Так что
жанровые ориентиры опять смещаются. Есть и отечественные аналоги - например, специально заточенные под "Бегуна".
Результат подобных "жанровых сдвигов" был виден уже в прошлом году в западном Интернете, где каждый пятый блог являлся спаммерским.
Причем такие блоги занимали в среднем 44 из 100 первых позиций по
случайному поисковому запросу (чего не скажешь, например, о
русскоязычной части "прошловекового" Живого Журнала, где до недавнего
времени просто не было инструментов "денежной коммуникации", что в свою очередь влияло на идеологию).
Проще
говоря, блогосфере третьего поколения грозит та же "раковая опухоль",
которая в 90-е поразила множество сайтов в связи с распространением
баннерной, а спустя 10 лет - контекстной рекламы. То есть: массовое
подстраивание под рекламу и порождение множества "пустышек". Некоторое
разнообразие в жизнь этого поколения может внести мобильный блоггинг.
Однако понятно, что это скорее очередное маркетинговое надувательство,
чем новый жанр. Потому что мобильность отнюдь не заменяет умение видеть
и показывать увиденное другим.
Мы же на этом считаем тему блогов
окончательно раскрытой, и постараемся к ней не возвращаться до
следущего Дня независимости. Вероятные исключения будут составлять
одиночные приколы в жанре freak show, вроде блога кометы, которая вот-вот упадет на Землю, или запуска блоггера в космос навстречу этой комете. Узнавать о таких блогах можно будет, например, из конкурсов типа Best of Blogs или "Blooker Prize". В Рунете этим летом появился даже конкурс женских блогов.
Но
больше сказать на тему сетевых дневников уже действительно нечего. А
тем двадцати тысячам студентов, которые сейчас пишут дипломы по теме
блоггерства, мы настоятельно рекомендуем плюнуть в монитор и заняться
чем-нибудь более полезным.